О CrowdLab

25 и 26 июля Теплица социальных технологий приглашает всех, интересующихся тематикой общественного краудсорсинга, принять участие в хакатоне по созданию краудсорсинговых приложений для решения общественных проблем. Представители успешных краудсорсинговых проектов расскажут о своем опыте создания онлайн-сообществ, а участники смогут принять участие в соревновании проектов с призовым фондов в 70 тыс. рублей (средства на доработку прототипа). Мероприятие пройдёт в московском хакспейсе «Neuron» (Хохловский пер, 7/9 стр 2).

Контекст. Мода на краудсорсинг (решение ощественно-значимых задач силами добровольцев, использующих ИКТ-технологии) в России появилась в 2009-2010-х годах, закрепившихся даже в риторике крупных российских чиновников. Появился ряд успешных краудсорсинговых проектов, однако многие из них не сумели создать устойчивых механизмов развития. По мере того, как тематика “остывает”, мы наконец-то можем детально проанализировать, из каких элементов состоит краудсорсинг, а также как создавать устойчивые массовые проекты, направленные на решение общественных проблем.

Задача мероприятия. В рамках CrowdLab мы планируем:

  1. деконструировать само понятие краудсорсинга и проанализировать лучшие практики успешных российских краудсорсинговых проектов с помощью докладов представителей проектов (Википедия, РосЖКХ, РосЯма, Диссернет и других);
  2. создать собственные мини-проекты гражданского краудсорсинга вместе с НКО и гражданскими инициативами, которые только задумываются, как перевести свои проекты в новое измерение эффективности.
  3. Зачем? Для чего краудсорсинг может пригодиться общественным инициативам? Например, краудсорсинг может пригодиться в следующей ситуации: у многих НКО, в том числе правозащитных, есть разработанные брошюры по отстаиванию своих прав или достижению какого-то результата. Представьте, что ваша организация или инициатива сможет вместо стандартного сайта-визитки сделать ресурс, который позволит решить все те же проблемы не десяткам человек, а тысячам и десяткам тысяч.

Или, например, вы видите проблему, на решение которой ресурсов вашей организации точно не хватит. Но вы знаете, что есть много людей, которых данная проблема беспокоит не меньше, чем вас. Все эти люди могут вам помочь, если правильно организовать процесс. В рамках CrowdLab мы постараемся ответить на вопрос, как это сделать и каких подводных камней и как избежать.

Типы краудсорсинга. От самого начала своего существования Теплица ведет базу данных краудсорсинговых гражданских приложений. Мы выделили 5 наиболее часто встречающихся типов гражданского краудсорсинга, который можно было бы применить для проекта НКО или общественной инициативы:

  1. мониторинг (добавление на карту или в базу данных нарушений, неисправностей или, наоборот, чего-то позитивного — предложений, достижений etc);
  2. мониторинг и давление (добавление на карту или в базу нарушений или неисправностей и создание заявлений в органы власти на их основе);
  3. совместное написание документов или обсуждение каких-либо документов;
  4. майкротаскинг (CrowdCrafting) – раздача мини-заданий индивидуальным участникам для обработки каких-то больших задач, которые не удается сделать только своими ресурсами;
  5. матчмейкинг – сведение тех, кому нужна помощь и кто может помочь по какому-то вопросу (например, используемый на порталах rynda.org или Карта Помощи);

Проанализируйте ваш проект. Можно ли использовать одну из представленных краудсорсинговых методик в вашем проекте? Или у вас есть какая-то идея, не укладывющаяся ни в один тип? Приходите и попробуйте осуществить данную модель. Вы можете выиграть приз на доработку своего проекта и реализовать вашу идею!

Формат

  1. Хакатон проходит два дня и поделен на шесть последовательных блоков.
  2. Каждый блок – это презентация или мастер-класс (30 минут) + 1,5 часа, выделенного на разработку (т.н. “практический блок”). После каждого обучающего блока участникам предлагаются определенные задачи для разработки. Их выполнение не обязательно, но может помочь в случае недостатка опыта.

Логистические вопросы

Место проведения. Мероприятие начнётся в 10:00 25-го июля по адресу: г. Москва, Хохловский пер, 7/9 стр 2, 3 этаж (Хакспейс Neuron).

Участникам будут предложены напитки и легкие закуски. Участие бесплатное. В связи с ограниченным количеством мест регистрация обязательна.

По организационным вопросам вы можете обращаться к Евгении Дурновой, +7 (916) 458-10-55, [email protected]

Правила

  1. Для участия в CrowdLab необходимо зарегистрировать свой проект на сайте до 18:00 24.07.2014.
  2. Идеи приложений презентуются авторами приложений 2 раза – в начале CrowdLab (с утра в 10:00, длительность презентации – не более 3 минут) и в конце (в 19:00 в субботу 25-го июля, не более 7 минут).
  3. Проекты, регистрируемые на CrowdLab, должны соответствовать следующим критериям:
    1. иметь четкую общественную или гражданскую миссию;
    2. не создаваться для продвижения какой-либо политической партии;
      должны иметь элемент краудсорсинга.
  4. В случае несоответствия данным критериям проект не регистрируется (не размещается на сайте) и не допускается к участию в мероприятии;
  5. Авторы приложений должны заранее подготовить презентации своих проектов.
  6. Участие в хакатоне предполагает полную занятость в течение двух дней мероприятия. Пожалуйста, спланируйте свое время.
  7. Теплица может предоставить хостинг для PHP/MySQL проектов.
  8. По итогам презентаций проектов, независимое жюри выбирает победителя. Каждый из пяти членов жюри обладает одним голосом. Победитель выбирается большинством голосов (минимум 3 из 5) на основании критериев оценки.
  9. Призовой фонд CrowdLab – 70 тыс.рублей. Победитель заключает контракт на указанную сумму с организатором на доработку представленного проекта. Условия контракта оговариваются, но важно понимать, что организаторы ожидают реализацию какой-то части проекта на указанную сумму.
  10. Все созданные в результате CrowdLab проекты выкладываются в открытый доступ под одной из Open Source лицензий.

Критерии оценки проектов:

  1. Полезность – 1) важность поставленной проблемы 2) решает ли приложение поставленную проблему? Пожалуйста, реальные проблемы и планируйте реальное решение этих проблем. Очередная краудфандинг-платформа или карта стрит-арта, умирающие еще до того, как были созданы – нет, спасибо 🙂 Давайте думать дальше.
  2. Использование технологий краудсорсинга – суть мероприятие проектирование именно краудсорсинговых приложений. Использует ли ваше приложение краудсорсинговые технологии (передача некоторых производственных функций неопределённому кругу лиц, решение общественно значимых задач силами добровольцев)?
  3. Реализуемость – Вы решили придумать атомный авианосец и набросали прототип за 8 часов? Или глобальную систему улучшения Вселенной? Спасибо, но не к нам. Или сайт, в котором кроме прочих вещей будет библиотека с интересными ссылками и форум для общения? Угу. Предпочтение будет отдаваться минималистическим, реализуемым проектам, с элегантными, лаконичными решениями, которые можно создать с небольшим объёмом ресурсов.